Рубрики

Краткий курс “Ратраковедения”:

Уважаемый читатель! В течении долгого времени мне приходилось по роду своей работы иметь дело со снегоуплотнительными машинами (СУМ). За это время, общаясь с пользователями техники на лыжных курортах, я заметил, что не каждый оператор в полном объёме представляет принцип работы СУМ, цели и задачи, для которых они созданы. Поэтому родилась идея написать серию статей, в которых понятными для рядового потребителя словами изложить историю создания, технические задания и решения при создании СУМ, основные направления современного развития. 

С уважением, Олег Голубев, SNOWSERVICE s.r.о., Словакия.

Выпуск 1 Общая информация
Prinoth_5GT0528

Собственно, термин “СУМ” появился сравнительно недавно. Придумал его мой тогдашний коллега по работе в
“Русской Горнолыжной Школе” во время таможенной очистки Kässbohrer PB200. Требовалось для заполнения таможенной декларации как-то назвать непонятный механизм. До этого в народе это называли словом “Ратрак” (Ratrac) или, преимущественно в Чехии “Рольба” (Rolba). И то, и другое слово употребляется и сейчас, являясь по сути нарицательным словом по имени первых фирм-производителей СУМ. То же самое мы делаем, называя все копировальные машины (принтеры) словом Ксерокс (Xerox).

Итак, внешне практически не отличаясь от бульдозера (тот же отвал и гусеницы), являясь по определению гусеничным транспортным средством, всё-таки по целям, задачам и конструкции ратрак существенно отличается от бульдозера.

Первое заметное визуальное отличие – широкие гусеницы — нужны ратраку, чтобы обеспечить такое давление на снежную поверхность, дабы исключить или минимизировать проваливание или зарывание в снег при движении. Эта величина на современных машинах составляет 0,04-0,06 кг/см².

С необходимостью обеспечения низкой нагрузки на поверхность связано еще одно существенное отличие ратрака от бульдозера — низкий вес конструкции. Специфика работы ратрака подразумевает, в отличие от бульдозера, преодоление больших перепадов высот (ΔН). Если бульдозер, работая практически на равнине, преодолевает в среднем 10-20м перепада, то ратрак на километровом отрезке трассы, преодолевая 200÷300м перепада, существенно меняет свою потенциальную энергию: Ep=mxgx(h1-h2), где m - масса, g - ускорение свободного падения,  ΔН = (h1- h2) - разница высот, на изменение которой должна быть совершена некая работа. И эта работа тем  меньше, чем меньше вес (mxg) машины.

На практике, имея более тяжёлую машину для совершения одного и того же объёма работ при больших ΔН, мы должны иметь либо более мощный (прожорливый) двигатель, или работать с меньшей скоростью, на повышенных оборотах двигателя, уменьшая тем самым производительность и увеличивая время обработки склона. В конечном итоге мы увеличиваем количество топлива, затраченное на данный объём работ. Поэтому сравнивать в лоб две машины, исходя только из мощности мотора было бы некорректно, лучше исходить из параметра “нагрузка на мощность”, который измеряется в kW/kg, то есть мощность на единицу веса конструкции. Учитывая данный параметр, ратрак является явным чемпионом и превосходит бульдозер в разы. Выше упомянутый параметр также вполне применим для сравнения ратраков различных производителей.

 Продолжение статьи в 9 выпуске журнала «Лыжный Курорт»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>